Поездка в Монголию
Суббота
23 Ноя 2024
20:41:44
| RSS На главную | Мотомагазины и сервисы | Register now | Log in

Site Menu

Категории каталога
Мототуризм [5]
Рассказы о интересных поездках в другие города и страны.
Теория вождения [8]
Медицина и ДТП [3]
Разное [1]
Все, что не вошло в другие разделы.
Экипировка [4]

Начало » Статьи » Мототуризм
Полная или частичная перепечатка любых материалов размещенных на данном сайте, возможна только с согласия администрации сайта.

Что необходимо знать перед началом путешествия (часть 2)
2. Защита и одежда

2.1 Повседневная одежда

Как и в чём ездить – этот вопрос наверняка каждый уже решил для себя. Тем не менее порекомендовал бы приобрести защиту. Конечно, людям, предпочитающим передвигаться в гоночном комбинезоне, шлеме и мотоботах, рекомендовать ничего не надо – вся возможная защита уже находится внутри комбеза. Под туристический комбинезон и даже бессмертную косуху может залезть черепаха – комплексная защита спины, локтей, плеч и предплечий. Хорошо скомбинировать её с наколенниками и мотоботами, что поможет защитить ноги.

Самый низкобюджетный, но не самый плохой вариант – наколенники и налокотники, которые можно приобрести в местах, где торгуют снаряжением для горных велосипедов (те же вещи для роллеров зачастую не подходят – они рассчитаны лишь на скольжение по асфальту и не могут эффективно поглощать энергию удара).

Конечно, нужен шлем. Все дискуссии о том, что это необязательно, давно пора закончить. В случае, если это не «интеграл», желательно, чтобы стекло прикрывало лицо, так как камень, вылетевший из под колёс встречной машины, может наделять немало бед, даже если ехать с небольшой скоростью. Стоит так же запастись либо сменными затемнёнными стёклами для шлема, либо очками, которые надеваются под шлем, так как иногда может возникнуть необходимость ехать лицом в сторону солнца.

2.2 На случай дождя

Дождевой комбинезон - одно из самых лучших средств выйти сухим из воды. Дополнить его можно специальными дождевыми перчатками, которые надеваются поверх обычных и бахилами. Тем не менее ни одно из средств защиты не даёт гарантии, что вода всё-таки не проберётся, поэтому сменный сухой комплект в герметичной упаковке должен быть.

При езде в дождь основной проблемой становится забрызгивание стекла шлема грязью. Бороться с этим можно не только размазывая грязь перчаткой по стеклу, но и заранее изготовив специальную губку из натуральной или искусственной замши с вшитым магнитом. Благодаря магниту губка будет лежать на баке без попыток свалиться на дорогу, а замша хорошо протирает стекло и не оставляет царапин от грязи.

2.3 На случай холодов

Похолодания возможны всегда, а ехать надо. Для комфортного перемещения достаточно запастись в идеале термокомбинезоном, изготовленным из ткани типа Polartec или аналогичной. Такая ткань по своим теплозащитным свойствам значительно превышает показатели аналогичной толщины шерстяной ткани. Более бюджетным и не намного худшим вариантом является эластичный шерстяной спортивный костюм – он поместится под одежду и не даст замёрзнуть (проверял сам).

3. Методика крепления багажа

3.1 Кофры

Кофры являются самым удобным способом крепления багажа. Они защищают от грязи от воды, легко снимаются и удобно переносятся, но, к сожалению, даже они не лишены недостатков. Одним из них является слабое крепление кофра к мотоциклу. Все системы крепления рассчитаны на вес 5-15 кг (кто не верит – посмотрите инструкции, там, например, в кофр “Givi” объёмом 55 литров не рекомендуют грузить более 15 кг.) В соответствии с этими пожеланиями изготавливаются и системы крепления. Редко можно увидеть систему крепежа кофра, которая выдержит тот вес, который надо, и не нуждаются в дополнительных переделках. (Например, Krauser у DEANa). Поэтому, приобретая кофр, постарайтесь оценить прочность системы крепления, чтобы по пути не пришлось приматывать кофры скотчем и подручными средствами.

Также надо проверить замки кофра на возможность их самопроизвольного открытия. Так у Lurich’а кофр открылся сам по себе, а вылетевшая оттуда рубашка намоталась на цепь, что создало почти аварийную ситуацию из-за блокировки заднего колеса.

Выбирая кофры, надо стараться не переборщить. Так, например, в погоне за объёмом перевозимого багажа, можно с боков навесить кофры максимального объёма. Кофры, выпускаемые большинством производителей, такую вольность допускают, например, Givi Maxia. Правда, при этом мотоцикл становится не намного уже легкового автомобиля, что затрудняет управление (Lurich, после того, как достал весь Париж своими супер-кофрами, похожими на советский телевизор КВН, был вынужден там же их и бросить. Он никуда не пролезал – прим.Босса). А в случае даже несильного падения на бок ломает кофр и эффектно распределяет содержимое вдоль обочины.

Так как кофры легко снимаются, то лучше выбирать такие, которые имеют замок, защёлкивающийся при установке кофра на мотоцикл. Конечно, этот замок - не панацея от воров, но сильно затруднит им работу, так как воровством багажа подонки часто промышляют на заправках (печальный пример Капитана Краба при поездке в Питер в 2000 г., у которого на заправке с мотоцикла распотрошили кофр).

3.2 Сумки

Сумки можно разделить на несколько категорий. Первая - сумки для крепления на бак. Они удобны, особенно если на сумке сверху сделано место для крепления карты. Выбор сумки необходимо производить, исходя из конструкции мотоцикла. Так, например, на большинство спортбайков сумки на бак практически неприемлемы, а для крепления карты лучше купить планшет. При нормальной посадке между грудью водителя спортбайка и баком остаётся совсем немного места, и там может поместиться только очень небольшая сумка или планшет. Сам не без греха – не подумав, купил двухсекционную сумку, но она мешалась даже в односекционном варианте, а о использовании её в варианте полной загрузки нечего было и думать, так как в таком варианте до руля дотянуться практически невозможно. (Действительно, сильно зависит от мотоцикла – на Суперблэкберде высокая сумка стоит без труда – прим.Босса).

Сумки на бак крепятся чаще всего двумя способами – с помощью магнитов или ремнями. Конечно, магнитное крепление достаточно удобно, но обладает меньшей надёжностью. Не стоит слепо верить производителям и их сертификатам – в России и в Европе дороги разные. К тому же не на всяком мотоцикле конструкция бака такова, что магниты прижмутся к нему максимально плотно, обеспечивая надёжное крепление. Поэтому на неровной дороге возможно сползание или перекос сумки, а поправлять её в тот момент, когда необходимо внимательно следить за дорогой и контролировать ситуацию, опасно. Лёгкость, с которой сумка снимается с бака, может сыграть и злую шутку – у меня на заправке в Москве таким образом сумку с бака украли, да ещё очень оперативно.

Сумки, крепящиеся с помощью ремней, при правильной фиксации ремней, не сползают и возможность быть украденными на заправке у них значительно ниже, но снимать такую сумку с бака значительно дольше, а при установке приходится каждый раз натягивать и регулировать ремни, исправляя перекосы сумки.

Наилучшим вариантом сумки, пригодной для дальнего мотопутешествия, как мне кажется, является сумка, состоящая из двух частей: основы, крепящейся на бак с помощью ремней, и самой сумки, крепящейся к основе с помощью «молнии», пришитой по периметру нижней части. Расстегнув молнию на ?, сумку можно откинуть в сторону, чтобы освободить заправочную горловину бензобака на заправке, и заправлять мотоцикл через отверстие, находящееся в центральной части основания. Такая сумка не будет сползать в сторону по пути, её достаточно легко снять, но не настолько легко, чтобы, рванув за ручку, резко сорвать её с бак и дать ходу в кусты, пока вы оплачиваете бензин в кассе бензоколонки.

Ещё более прогрессивной является система, где сумка с помощью замков-защёлок крепится к замкам, пришитым на чехол, обтягивающий бензобак. К сожалению, существенным минусом может оказаться цена (чехлы на бак стоят совсем недёшево), а так же то, что подобные системы изготавливаются далеко не на все модели мотоциклов.

Сумки для крепления на место пассажира и с боков мотоцикла. Таких сумок также выпускается великое множество. Выбирать здесь каждый может по собственному вкусу, главное же – внимательно обращать внимание на крепёж. Он должен легко регулироваться, обеспечивать постоянное положение сумки на мотоцикле, ремни крепежа должны фиксироваться надёжно и не расслабляться от вибрации.

У всех сумок существует одна неприятная особенность – они протекают. Никакие обещания производителей не помогают сохранить содержимое сухим в случае дождя. Также сумки очень легко пачкаются и пылятся при езде по грязным дорогам. Большинство производителей комплектует свои сумки пылеводонепроницаемыми чехлами. Их надо не забывать брать с собой в дорогу, а в том случае, если сумка им не комплектовалась – приобрести отдельно. Таким образом есть шанс по окончании поездки под дождём менять мокрую и грязную одежду на сухую и чистую, а не на мокрую и чистую.

3.3 Гермомешки

Гермомешок – старинное изобретение туристов. Обычно это мешок, сшитый из прорезиненной ткани и с проклеенными швами. Горловина мешка закрывается достаточно нехитрым, но весьма надёжным в смысле герметичности образом (складывается-закручивается-снова-складывается, а вовсе не так, как армейский «сидор» . Иногда к нему крепится ручка или лямки для переноски. Сейчас чаще всего гермомешки изготавливаются из пропитанной пластиком ткани, а затем не сшиваются, а свариваются на специальном оборудовании с помощью СВЧ. Такая сварка по своим прочностным характеристикам ничем не хуже прошивки, но гарантированно не протекает. По своей герметичности гермомешок превосходит даже кофр. Крепить такой мешок на бак смысла не имеет, поэтому его чаще всего привязывают на место заднего пассажира. Для привязки мешка ни в коем случае нельзя использовать верёвки или простые шнуры – от вибраций они вытянутся и прослабнут, содержимое мешка утрясётся, и мешок либо в лучшем случае съедет на сторону, либо, в худшем, упадёт на дорогу. Поэтому для привязки лучше использовать резиновые жгуты в матерчатой оплётке толщиной не менее 6 мм с крючками на концах, обтянутых термоусаживающейся трубкой или пластиком, которые не оставят царапин на облицовке. Также можно использовать для крепления гермомешка «паука» - сетку, сплетённую из резиновых жгутов, с крючками по периметру. Но надо помнить, что большинство «пауков» не предусмотрено для крепления массивных грузов. Чтобы «паук» надёжно крепил гермомешок к мотоциклу, необходимо, чтобы диаметр жгутов был не менее 6 мм, так как только в этом случае «паук» будет создавать необходимое для крепежа усилие. Проверено было на собственном опыте при поездке в Питер в 2000 году, когда пришлось закупать в помощь слабосильному «пауку» в Торжке дополнительные резиновые шнуры.

4. Необходимые запчасти и инструменты

4.1 Запчасти

Здесь каждый должен решать самостоятельно, на основании знаний о своём мотоцикле, его состоянии, особенности и слабых местах. Из общих рекомендаций – необходимо взять с собой в дорогу комплект запасных свечей, а также лампы в фару, габаритный огонь и поворотники. Срок службы этих деталей предугадать невозможно, поэтому лучше иметь их в запасе. Также необходимо взять с собой запасные предохранители.

Даже при случайном заваливании мотоцикла есть большая вероятность поломать рычаги сцепления или переднего тормоза, а если мотоцикл иностранного производства, то достать новые будет нелегко. То же самое относится к переключателю скоростей и ножному тормозу. Эти детали слишком важны для продолжения движения, поэтому их лучше иметь среди запчастей.

4.2 Минимальный набор инструментов

Прежде всего свечной ключ. На иностранных мотоциклах встречаются самые экзотические размеры свечей (например, 18), и расположены свечи зачастую столь непросто, что без специальных удлинителей к ним подобраться невозможно. Поэтому «свечным ключом» правильнее будет назвать не просто специальную головку из набора, а систему, позволяющую демонтировать свечу.

Так же никогда не помешает отвёртка со сменными жалами, она поможет открутить почти все винты и шурупы. Вместо набора рожковых ключей лучше взять универсальный набор головок. Его не обязательно хранить в той коробке, в которой он продаётся, можно просто ссыпать все головки и рычаги в прочный мешок, который потом будет спокойно лежать на дне кофра или сумки в ожидании незапланированного ремонта.

Не стоит покупаться на универсальные наборы типа “Universal tool” – проку от них достаточно мало. В реальном ремонте гораздо лучше поможет небольшой напильник, хороший и прочный нож, а так же пассатижи нормальных размеров.

Необходимо запастись и небольшим рулончиком скотча, армированного стекловолокном, его ещё называют «сантехническим». Он значительно прочнее своего неармированного собрата, обладает более цепким клеевым слоем, и при необходимости он поможет отремонтировать систему охлаждения, закрепить разбитые обтекатели, укрепить багаж и пр. Именно универсальность скотча сыграла свою роль в его популярности в среде «челноков».

Так же неплохо захватить с собой небольшой фонарик – например, на случай ремонта в тёмное время суток, или чтобы просто посмотреть карту. Для таких целей подойдёт не слишком мощный и небольшой по размерам, а фонарик, способный заменить собой зенитный прожектор, вряд ли существенно поможет, но будет занимать лишнее место.

4.3 Ремонт шин

Если нет возможности везти с собой запасное колесо (как на некоторых колясочниках), следует позаботиться о возможности залечить прокол на месте и о возможности добраться до квалифицированной шиномонтажной мастерской.

Методов решения вопроса есть два – пена, накачиваемая в колесо и прекращающая мелкие протечки, и монтажные жгутики. Тестирование качества пены проводили в «Мото» (номер не помню), если есть желание, можете посмотреть. При выборе пены лучше ориентироваться на два условия – приспособленность её для мотоцикла и именитость производителя. Солидные фирмы обычно стараются не размениваться на фуфло, а вот приобрести непонятно кем произведённый, но зато недорогой баллончик можно, но никто не будет гарантировать, что проку от этой пены будет больше, чем от пены для бритья. Надо так же учитывать, что пена – это ненадолго, дырка вскоре снова может открыться, это только средство доехать до шиномонтажа.

Более радикальным средством ремонта колёс являются каучуковые жгутики. Обычно они продаются в комплекте, который обеспечивает и их установку в шину. Лучше иметь такой комплект, а так же комплект запасных жгутиков с клеем. Жгутики, как уже писалось выше, не дают 100% гарантии заделки прокола, но, тем не менее, значительно надёжнее пены. В дальнем мотопробеге лучше иметь с собой и пену, и жгутики, тем более что вместе их применять не запрещено.

Для накачки колёс следует запастись насосом. Таскать с собой автомобильную «лягушку» не стоит, она велика и тяжела. Насосы неизвестных производителей, изготовленные по принципу «лягушки» из штампованных кусочков лучшей стали кроватных сортов, хоть и меньше по размеру, но малопригодны. Обычно из ресурс ограничивается одним колесом, а потом насос можно смело отправлять на ближайшую свалку. Оптимальным по размерам для мотопутешественника может являться велосипедный насос, но его производительность, мягко скажем, невысока. На накачивание заднего колеса спортбайка может уйти больше часа. Правда, в связи в нарастанием велосипедного бума в России, стало возможным приобрести насос типа Air-Champ, который оснащён стандартным баллончиком типа сифонного, и с помощью этого баллончика можно накачивать колёса. Конечно, такой насос недёшев, зато время на накачку колеса требуется немного и баллончики легко купить практически везде.

4.4 Мотохимия

Химия развивается, и её достижения могут значительно облегчить жизнь мотоциклисту. Из достижений химической промышленности стоит в дальней дороге иметь следующие: клеи, герметики, средства для защиты и очистки стёкол.

Клей типа «холодная сварка» спасает во многих случаях. Он может зачастую заменить собой металл, например, в случае падения и протира до дырки боковых крышек двигателя и пр. Выбирая такой клей следует внимательно прочитать инструкцию по применению. Клей, застывающий более 1 часа неприемлем для ремонта в пути. «Холодные сварки» бывают разной консистенции, но наилучшей, на мой взгляд, является клей, своей густотой напоминающий зубную пасту. Он гораздо легче и равномернее размешивается перед применением, его несложно затолкать в щель и пр.

Для других ремонтных работ может подойти либо клей типа «Момент-гель», либо (что лучше) акриловый двухкомпонентный клей быстрого отверждения (ок. 5 минут). Этот клей продаётся в виде двух соединённых вместе шприцов, что облегчает дозировку при замешивании каждой порции. Такой клей, застыв, превращается в акриловую пластмассу, прочен, безо-масло-и пр.-стоек, хорошо липнет. Конечно, он дороже, но его качество стоит потраченных денег. Так, например, заклеенное на скорую руку этим клеем стекло шлема честно отработало 2 сезона и ушло на заслуженный отдых по старости.

Бензомаслостойкий силиконовый герметик-прокладку лучше иметь в багаже на всякий случай. При правильном использовании он легко заменит порванную прокладку и даст возможность ехать дальше. Летающие над дорогой насекомые разбиваются о стекло шлема и своими героическими трупами затрудняют обзор. Засохшие насекомые плохо отмываются, поэтому в запасе лучше иметь специальный спрей или салфетки, которые приведут стекло в прозрачное состояние.

Для предотвращения запотевания стекла хорошо иметь средство типа “Anti-fog”, особенно это помогает в дождливую погоду. Так же в дождь поможет средство типа «Anti-rain», которое делает стекло несмачиваемым для воды, и вся грязь со секла на скорости слетает под напором воздуха в виде мелких капель. Но такие средства надо покупать с оглядкой – во многих из них, предназначенных для автостёкол, содержатся растворители, которые моментально превратят стекло шлема в матовое, причём навсегда. Пояснение о том, что средство можно использовать на пластике, на баллончике должно присутствовать!!!

Перед поездкой кожаную одежду лучше обработать каким-либо кондиционером для кожи, который предаст ей на достаточно длительное время водоотталкивающие свойства, обеспечит эластичность и хороший внешний вид. Не стоит забывать средства для обслуживания цепи – масло, очиститель и, если есть, приспособление для очистки.

5. Аптечка

Согласно ПДД аптечку на мотоцикле иметь необязательно. Тем не менее, обзавестись ею стоит, так как всякое в дороге может случиться. Не будет лишним иметь в ней кровоостанавливающий жгут, несколько упаковок стерильного бинта и салфеток, перекись водорода, йод, ватные тампоны.

Из таблеток лучше иметь средства от головной и пр. боли (какой-нибудь анальгетик), ср-во от простуды, от боли в горле, от воспаления слизистой оболочки глаза ( типа глазных капель «Визин»), от желудка. Все эти препараты продаются без рецепта, каждый может сам выбрать для себя то, что ему приемлемо. Даже при поездках по Европе надо помнить, что эти препараты, хоть зачастую и имеют в своей основе одно и то же действующее вещество, могут иметь разные названия и торговые марки в различных странах. Поэтому лучше взять их с собой, чтобы не заниматься, когда прихватит, изучением фармакологии на неродном языке. Нелишней может оказаться и мазь от растяжений и ушибов – на всякий случай.

Находится аптечка должна в легкодоступном месте, чтобы (тьфу-тьфу-тьфу!!!) в крайнем случае можно было легче помочь себе самому, так как даже с небольшой ссадиной на ладони открыть кофр трудно, а сумку труднее в несколько раз.

6. Средства связи

Если ехать группой, неплохо иметь небольшие радиостанции, с помощью которых можно общаться прямо в процессе движения. Стоят они около $80 за шт., но зато скрашивают поездку и уменьшают количество остановок, необходимых для проведения малых походных советов.

Сотовая связь GSM продолжает расширяться на территории России и сопредельных государств. Она уже работает в большинстве городов, а некоторые трассы перекрыты ей почти на 100%, например, Москва-Брест, поэтому сотовый телефон GSM с подключённым роумингом в качестве аварийного средства спасения будет как нельзя кстати. Желательно выяснить заранее телефоны справочных и аварийных служб в транзитных городах, чтобы в случае возникновения внештатной ситуации знать, по какому номеру звонить.

7. Финансы

Мотопутешествия требуют денег, а деньги, в свою очередь, требуют не только правильного применения, но и надёжного хранения. Наилучшим является способ хранения средств с помощью кредитной карты – она позволяет практически на 100% защититься от воровства. Но при поездках по России и ближнему зарубежью кредитки имеют и минус – расплатиться ими в кафе или на заправке невозможно. Поэтому напрашивается простой вывод – часть суммы хранить в виде наличных описанным выше способом в «ксивнике», а с помощью кредитки пополнять баланс наличности в крупных городах.

Взято с мотору

Категория: Мототуризм | Добавил: Tetra (01 Янв 2007) | Автор:
Просмотров: 6222 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0

Поиск по каталогу

Спонсоры сайта


мотоклуб Москва, мотомагазины, мотосервисы, Honda, Kawasaki, Suzuki, Yamaha, мотофорум, мотоцикл, мотосайт, пробеги, шлем, кофр, глушитель, www.mvm-moto.ru
 

Design by MaxiSpeed