1. Что необходимо знать перед началом путешествия 1.1 Планирование маршрута Важно правильно рассчитать свои силы. Хорошо, если есть опыт перемещения, и ты знаешь свой дневной пробег. Он сильно зависит от сил, опыта и типа мотоцикла. Средний пробег может изменяться из-за многих условий. Можно покрыть в день более 1500 км (пример – Yellow), но вряд ли такое возможно сделать на следующий день, такое неплохо при однодневном путешествии, когда есть возможность отдохнуть на следующий день, и не только. Также дневной пробег зависит от состояния дорог и ограничения скорости на них. Конечно, многие смогут и усмехнуться на эту тему, но если скорость вдоль дорог меряют прилежно (как несколько лет назад на Украине – радар торчал из каждого второго придорожного куста), а конфликтовать с законом накладно и опасно, то кажущееся быстрым передвижение замедлится из-за остановки и переговоров с каждым хозяином дороги (в каждой стране для них есть своё название), а также расплаты с ним, и кошелек к концу пути сильно облегчится, а средняя скорость возрастёт совсем ненамного. Состояние дороги тоже немаловажно – на карте всё выглядит одинаковым, но по опыту прошлогодней питерской поездки можно сказать, что на разных участках пути из-за состояния дорожного покрытия средняя скорость колебалась более чем вдвое (многокилометровый участок перманентного ремонта дороги не давал двигаться более 80 км/.ч, да и то, сжав зубы при обгоне едва плетущихся фур). Исходя из изложенного выше, следует правильно оценить состояние дорог и возможность поддерживать на них необходимую скорость, а затем разбить маршрут на такие отрезки, чтобы не ставить рекорды дальнобоя и остаться в состоянии проехать завтрашний участок, если путешествие многодневное. Заранее надо распланировать места ночёвок (ночевать можно по-разному, начиная от отеля ***** и заканчивая палаткой, зависит от предпочтений и возможностей). Населённый пункт, избранный для ночлега, должен удовлетворять условиям доступного и допустимого уровня комфорта, а так же безопасности. Безопасность главным образом должна быть рассмотрена с точки зрения возможного угона мотоцикла в отсутствие хозяина, например, во время ночного хранения, а так же со стороны возможного наезда местной отмороженной братвы (данное актуально только для России, Белоруссии и пр.). Не следует забывать о том, что иногородние номера на мотоцикле видны всем, а иногородний и слабо ориентирующийся в малознакомом месте человек, да ещё и снабжённый финансами, может является предметом охоты местных отморозков. Особое внимание следует уделить прохождению границ. Не все границы проходятся быстро, даже если у вас безупречные документы и вы не вызываете подозрения в контрабанде и нарушении таможенных правил. Например, прохождение белорусско-польской границы легко может затянуться на 6-8 часов (а может, и больше, это малопрогнозируемо), а прохождение в обратном направлении значительно быстрее (хотя есть и исключения – DEAN простоял около 12 часов, поляки проверяли его на тему угона мотоцикла). Поэтому в день прохождения таких границ не стоит планировать большие пробеги. При планировании маршрута надо стараться исключить вариант ночного передвижения. Скорость ночью из-за ограничения видимости падает, напряжение за рулём и опасность возрастает. Из-за неработающих габаритов грузовика или их полного отсутствия по причине нафиг ненужности на комбайне или тракторе, перевозящем навоз по федеральной дороге из свинарника на поле, можно влететь в малонепокажущееся ДТП и ознакомиться со всеми прелестями районной больницы. Такое, как ни странно, характерно не только для России и сопредельных государств, но и для Польши (только там на тракторах есть габариты, а так - почти как у нас, сам проверял). Поэтому ночное передвижение лучше сразу признать малоэффективным и опасным, и исключить его из планирования маршрута, тем более что при правильном планировании за длинный летний световой день можно проехать немало. Важно заранее приобрести толковый атлас и вычертить на нём маршрут следования. Совсем хорошо, если на карте будут обозначены и заправки, но полностью полагаться на это нельзя – всё постоянно меняется. Неплохо заранее начертить основные точки пути – так называемые кроки. По ним легко ориентироваться, если на дороге есть указатели. Выглядеть это должно примерно так: Москва - Зеленоград - Солнечногорск - Клин -Тверь…. И так далее. Положив такой список в планшет рядом с картой, ориентироваться будет значительно легче. Если есть прибор GPS, то большинство проблем с ориентированием отпадает полностью. Но надо не забыть прихватить на него разрешение, чтобы потом не доказывать в местном отделе ФСБ, что ты не коллега Джемса Бонда. 1.2 Документы и ключи Объяснять то, что документы на мотоцикл, снаряжённый в дальнюю дорогу, должны быть правильными и не вызывать подозрений у инспекторов ГИБДД, никому не надо. Тем не менее зачастую в документах всегда могут быть скрыты огрехи, которых быть не должно. Сам не без греха – мотоцикл перекрасил, а изменения в документы не внёс. Счастливо проездил весь сезон, пойман на этом был только один раз, в Новгородской области, всё закончилось благополучно, но могли возникнуть проблемы. То же самое и с правами. Вроде бы очередная кампания по замене прав почти закончилась, но лучше проверить свои права на срок их действия. Не надо думать, что за бугром плохо знают, как должны выглядеть российские права. Знают, и очень хорошо. Прошлым летом из-за срока действия прав был оштрафован мой товарищ в Германии. Его права, которые по инструкции ГИБДД ещё должны были действовать до конца 2001 года, не прокатили немецким полицейским, до которых информация о замене в России прав пришла, а со всеми инструкциями ГИБДД решило их не ознакомлять. )) Дело закончилось немалым штрафом, и за руль сел его друг с правильными по немецким меркам российскими правами самого последнего образца. Не секрет, что иногда мы покупаем и продаём мотоциклы «по доверенности». Это вполне понятно, иногда (как у меня в ГИБДД по месту жительства) процесс снятия или постановки мотоцикла на учёт занимает несколько дней. Но даже если мотоцикл приобретён таким образом, доверенность необходимо тщательно проверить на тему её срока действия. И лучше её взять с собой и никому не показывать!!! Ехать проще по так называемой «рукописной». Она даёт право на управление, чего вполне хватает для движения, а в случае потери наиболее легко восстановима. Хранить нотариально заверенную доверенность следует отдельно от всех остальных документов, так как в случае их утери есть возможность хоть что-то доказать инспекторам ГИБДД. Необходимо проверить, возможно ли въехать по доверенности в какую-либо страну. Ещё не так давно Украина не принимала водителей, которые управляли машиной по доверенности – только владельцев, и никого не трясло, что доверенность нотариально заверена и вся светится от печатей и голограмм. Сейчас, говорят, это уже отменили, но на всякий случай перед поездкой лучше проверить. В Европе проще, там доверенность никто и не спрашивает, даже на границе (проверял самостоятельно). Необходимо запастись техосмотром. В России его на мотоциклы особенно не спрашивают, за исключением тех случаев, кода желание оштрафовать у инспектора ГИБДД доминирует над всеми остальными, но вот в Польше полицейские отлично знают, как он выглядит и спросить могут легко. При его отсутствии проблем возникнет немало, вплоть до возврата на родину. Если ехать за рубеж, то страховка гражданской ответственности необходима, без неё в Европу не пустят. Надо помнить, что в Белоруссии такая страховка не катит (ещё один пример прикольного законодательства), на въезде надо покупать какую-то белорусскую, а если не купишь, то оштрафуют неслабо. Толку от этой страховки ноль, я не слышал, чтобы по ней кто-то что-либо получил, поэтому её можно считать одной из разновидностей дорожного налога. При поездке за рубеж также необходима медицинская страховка. Застраховать здоровье и гражданскую ответственность можно и при выезде из Белоруссии, там у погранперехода есть специальные будочки, где эти виды страховок оперативно продают, и причём весьма недорого. Только пользоваться ими не советую – спору нет, проданные в ларьке бумажки неплохо работают за рубежом и нареканий у проверяющих не вызывают, но это выгодно в том случае, если заранее точно знаешь, что ничего не случится. Но в случае реальных неприятностей со здоровьем или ДТП они могут только с успехом заменить кусок туалетной бумаги (информация предоставлена знакомыми в Бресте, которым часто приходится ездить за рубеж, и они эту лажу не покупают). Не стоит забывать и о загранпаспорте с визами – следует проверить срок действия загранпаспорта и виз, проставленных в нём. Хорошо, если визы будут заранее оформлены с запасом – если что случится, и время будет потеряно, визы не будут просрочены и не придётся иметь проблем с пограничниками и таможенниками. При поездках по России общегражданский паспорт надо брать с собой обязательно, равно как и в зарубежный, но только хранить его надо в наиболее недоступном месте, на непредвиденный случай (вместе с нотариально заверенной доверенностью, если такая требуется). За рубежом общегражданский паспорт сильно облегчит жизнь при потере заграничного (проверено знакомым, попавшим в такой переплёт в Голландии). Отдельно следует рассказать о месте хранения документов. Так как потеря документов в поездке по России грозит большими проблемами, а при зарубежной поездке – проблемами глобальными, способ хранения документов определяет их сохранность. Из опыта многих путешественников я выяснил, что наиболее прогрессивным местом хранения документов является старое хипповское изобретение под названием «ксивник». У этой вещи могут быть и другие названия, его суть всегда остаётся одна – плоский мешочек с «молнией» и верёвочкой, который вешается на шею. Он легко помещается под куртку или комбез, не мешает, не снимается с верхней одеждой, не даёт документам выпасть благодаря «молнии», легко доступен при проверке документов ГИБДД и практически недостижим для карманных воров. Там необходимо хранить права, временное разрешение, свидетельство о регистрации ТС, техосмотр и паспорт (при внутрироссийских поездках) или загранпаспорт (при выезде за рубеж). Также там неплохо хранить запасной ключ для мотоцикла, кредитную карту и некоторое количество денег для оплаты заправок, штрафов и на карманные расходы. Помимо «ксивника», для хранения документов также подходит небольшая сумка на ремень, но она более доступна для карманников. Ехать в дальнюю поездку с одним комплектом ключей уже давно было признано не лучшей мыслью. Тем не менее, любители находятся (Во время поездок в Питер в 2000 году Бола и Паша). Если в случае с Пашей ключ всё-таки как пропал, так и нашёлся при невыясненных и даже таинственных обстоятельствах, то Бола ездил за своим ключом в Москву. Зачастую положение осложняется развитием технического прогресса – ключ с микрочипом, которым комплектуются «Хонды» последних моделей, могут быть повторены в металлоремонтной мастерской, но проку от них будет мало. Заказать дубликат такого ключа можно, но стоит это недёшево и делается неспешно. Один из оригинальнейших выходов из положения предложен DEANом: пользоваться для поворота замка зажигания дубликатом, а для разблокировки системы зажигания просто подносить ключ с микрочипом, висящий на шее, на небольшой промежуток времени к кольцу-приёмнику встроенного хондовского иммобилайзера. При поездке в Испанию Босс требовал 3 комплекта ключей – один повседневного использования, другой на запас у владельца мотоцикла, а третий комплект должен был находиться у Босса на самый крайний и непредвиденный случай. Надо признать, что это решение достаточно оригинально и надёжно. Всё, что относится к ключам зажигания, столь же смело можно отнести и к ключам от кофров и брелкам сигнализации (если это стоит на мотоцикле). Конечно, кофр можно открыть и без ключа, но при этом он теряет большую часть своих функций и дело это требует времени, сил и ожесточённости. То же относится и к сигнализации – разблокировать можно (особенно если знаешь, как оно устроено), но только лучше это сделать с запасного брелка. Хранить запасные ключи, брелки и указанные выше документы лучше в кофре, особенно если он запирается на замок, но при этом запасные ключи от кофра должны быть спрятаны где-либо внутри мотоцикла. Один из наиболее распространённейших и надёжных способов – приклеить скотчем в укромное место, до которого можно достать без ключей и откуда запасному ключу трудно выпасть. Для поиска места необходимо напрячь фантазию и творческую мысль. 1.3 Транзитные страны и страна прибытия При зарубежной поездке важно заранее выяснить особенности законодательства и правил передвижения по транзитным странам и стране прибытия. Особенностью может быть например обязательное приобретение разрешения для проезда по шоссе, как в Чехии, или особенности правил движения. Так, например, в Германии при движении на автобане, если вы двигаетесь в крайнем правом ряду и левый ряд свободен, то транспорт, выезжающий на автобан, вовсе не обязан уступать вам дорогу (то же правило действует и в Голландии, где мне его и рассказали). Так же в Германии запрещена остановка на автобане, даже в случае поломки!!! Это грозит штрафом, если вы не член ADAC (немецкого автоклуба). Например, в большинстве стран Европы просьба пропустить вперёд на шоссе выглядит совсем не по-русски (мигание дальним светом, истошный вой клаксона, семиэтажный мат и распальцовка). Для этого достаточно просто включить левый поворотник. Если грузовик принимает вправо и включает левый поворотник, то это не означает, что он вас хочет пропустить с одной целью – когда вы поравняетесь с ним, постараться выкинуть вас на встречную полосу. Просто ему сверху лучше видно, и он пропускает вас для обгона, предварительно убедившись, что впереди чисто. Поблагодарить его можно, включив на пару секунд аварийку (если она есть) или сделав какой-нибудь другой понятный жест. Среди всех этих жестов вежливости не наблюдается самого главного – о том, что впереди меряют скорость, никто фарами не сигнализирует. ;-( Узнать все эти особенности, как ни странно, довольно нелегко, источники информации достаточно скудны и малодостоверны. Наилучшим, с моей точки зрения является опытный водитель-дальнобойщик. Под пиво он легко введёт вас во все подробности передвижения по чужим странам. 1.4 Технические данные мотоцикла Помимо столь важных параметров, как максимальная скорость и время ускорения до 100 км/ч, отправляясь в дальнюю дорогу, следует чётко знать расход топлива в зависимости от скорости движения. За высокую скорость надо платить – при этом расход в литрах/100 км. пути возрастает. Таким образом, можно рассчитать количество заправок. Очень поможет такой прибор, как указатель уровня топлива, но им комплектуются, к сожалению, далеко не все туристические мотоциклы. Также точно следует знать количество бензина, остающееся в резервной части бензобака, и не стоит приезжать на намеченную заправку с баком, в котором болтаются последние капли – неожиданно она может быть закрыта на ремонт, или на ней нет бензина нужной марки и пр. В лучшем из этих случаев уедешь, заправившись бензином не той марки, в худшем – стоять на дороге и голосовать «Дайте пару литров до заправки!!!». Подготовка и проверка технического состояния мотоцикла 1.5 Шины Надо не просто проверить остаточную высоту протектора, но и рассчитать, насколько его хватит. Каждая шина имеет свой ресурс, который зависит от типа шины и манеры перемещения мотоциклиста. Второе особенно касается любителей отжечь резину. Если оставшегося ресурса шины не хватит на всю поездку, то надо поменять её заранее или предусмотреть время и место для её приобретения и замены по пути. Правда, при этом могут возникнуть проблемы как у Босса, у которого резина на мотоцикле была «на подходе», он планировал поменять её во Франции, но столкнулся с проблемами по поводу лысой резины на въезде в Германию. Проблема была осложнена тем, что на его мотоцикл шины достаточно редки. (Пришлось ставить вперед заднюю резину от какого-то маленького мотоцикла – прим.Босса) Не стоит рассчитывать так, чтобы обратно приезжать с шинами в состоянии «на подходе». Именно с такой передней шиной я возвращался осенью 2001 из Питера, и на мокром участке дороги чувствовал себя как корова на ледовом катке. Перед поездкой следует проверить шины на наличие порезов и дырок, заделанных так называемыми ремонтными жгутиками. Порезы от времени не имеют тенденции к самозатягиванию, а ремонт жгутиками является мерой временной. Хотя на отремонтированном жгутиком колесе можно ездить очень долго, но всё-таки лучше заменить его на полноценную наварную латку, которую делают на шиномонтаже, так как при езде по гравию острая кромка камня может надавить на жгутик и протолкнуть его обратно в колесо. То же самое относится и к шинам, отремонтированным с помощью баллончика с ремонтной пеной – это средство не окончательного ремонта, а только способ доехать до пункта следования. Необходимо проверить ниппеля на предмет стравливания воздуха и при обнаружении негерметичности заменить золотник. 1.6 Масло Надеюсь, никому не надо объяснять, что от того, насколько своевременно меняется масло в двигателе, зависит его ресурс. Масло для большинства современных импортных мотоциклов является достаточно специфичным, так как, помимо двигателя, оно смазывает и фрикционные диски сцепления. Продаётся оно далеко не везде, поэтому стоит поменять масло заранее, а если дальность поездки превышает срок службы масла, то взять запас для замены с собой, либо предусмотреть возможность его замены в одном из пунктов путешествия. Если мотоцикл в процессе передвижения масло «поджирает», то необходимый в пути запас просто необходим. Но даже если от замены до замены уровень масла меняется незначительно, я всё-таки рекомендовал бы взять с собой хотя бы литр. Этому есть причины: в поездке в Калязин в 2001 году во время тестовой постановки на заднее колесо моего мотоцикла произошло падение мотоцикла на правую сторону, в результате которого оказалась пропиленной об асфальт правая крышка двигателя. Из образовавшейся дырки вытекла часть масла, и, хотя через 2 часа дырка была благополучно заклеена клеем «холодная сварка», ехать было нельзя из-за недостаточного уровня масла. Запаса у меня с собой не было, я уже хотел разбодяжить мотомасло близким по составу автомобильным, чтобы добраться до Москвы, но выручил Bola, в машине которого завалялась лишняя литровая бутылка того самого мотомасла, которая и спасла положение. Для двухтактных мотоциклов замена масла в коробке передач нужна не столь часто, да и требования к маслу там значительно ниже. Такое масло легко приобретается почти в любом автомагазине. Что касается масла, которое смешивается с топливом, то его лучше взять с собой – на трассе оно в продаже не встречается, тем более что качественное масло продлевает ресурс двигателя. Если смешение масла с бензином происходит в карбюраторе, то тем более надо иметь хороший запас, так как эта система рассчитана на масло определённой вязкости и использование более вязкого масла может привести к масляному голоданию двигателя со всеми вытекающими последствиями. 1.7 Цепь Карданная передача, устанавливаемая на иностранных туристических мотоциклах, почти не требует обслуживания и хорошо защищена от грязи. Для её обслуживания достаточно вовремя поменять масло в редукторе, что делается нечасто, а затем следить за отсутствием утечек. С цепью всё значительно сложнее. Большинство импортных мотоциклов оснащены цепями типа O-Ring, срок их службы около 20-25 тыс. км при регулярном и правильном обслуживании. Если говорить о мотоциклах советских марок, то здесь всё сложнее – хоть на многих из них цепи и закрыты чехлами, срок их службы тоже не очень велик. Поэтому, если мотоцикл оснащён цепной передачей, следует узнать ресурс цепи и рассчитать так, чтобы к концу путешествия оставалось не менее 20%, тогда проблем будет меньше. Ну и, конечно, в процессе передвижения обслуживать цепь согласно инструкции. 1.8 Тормозная система Большинство иностранных мотоциклов оснащены дисковыми тормозами с гидравлическим приводом. Гидравлическая жидкость является гигроскопичной, т. е. она впитывает влагу, в том числе и из воздуха. Поэтому её стоит менять в начале каждого сезона, чтобы избавиться от эффекта «ватных» тормозов. Тормозные колодки должны быть проверены на остаточную толщину. Это особенно важно, так как если весь фрикционный материал израсходуется, и начнётся контакт основания колодки с тормозным диском, то диск скорее всего придётся заменить, а эти детали стоят далеко не дёшево. Также колодки надо проверять на равномерность и параллельность износа. Правильно стирающаяся колодка говорит о исправности гидравлического тормозного механизма или суппорта. Если износ неравномерен (например, завален в одну сторону), это означает либо затруднённый ход одного из тормозных цилиндров, либо закисание направляющей суппорта (зависит от конструкции тормозного механизма). Тормозные шланги не должны иметь потёртостей, трещин и чрезмерных загибов, которые могут привести к их разрыву. На дисках не должно быть следов неравномерного износа или забоин, толщина не должна быть ниже минимальной, часто указываемой прямо на диске. В случае с барабанными тормозами необходимо не только проверить остаток фрикционного материала на колодках, но и (в зависимости от конструкции) произвести регулировку зазора между колодками и барабаном. Необходимо проверить диаметр барабана и равномерность его износа для предупреждения «прихвата» тормозов. Если привод тормозов осуществляется тросами в оплётке, необходимо проверить состояние оплётки и тросов, особенно на предмет загибания или надрыва троса, так как даже слегка надломленный трос сильно теряет свою прочность и может подвести совершенно неожиданно.
|